БЕЛАЯ ВИЛЛА, ОБИТЕЛЬ ИСКУССТВА

БЕЛАЯ ВИЛЛА, ОБИТЕЛЬ ИСКУССТВА
Портрет Заслуженного работника культуры РСФСР В. В. Секлюцкого. 1979 г.

Проходя по залам Мемориальной усадьбы художника-передвижника Н.А.Ярошенко, мы видим портрет его основателя –заслуженного работника культуры Владимира Вячеславовича Секлюцкого.

Своего друга запечатлел на холсте, с большой теплотой и любовью русский советский художник С.А.Ротницкий. Работа была передана в Художественный фонд Ленинграда в 1978 году. Благодаря большому желанию и усилиям Заслуженного работника культуры Нины Сергеевны Бескровной, продолжившей дело В.В. Секлюцкого, портрет был привезен в Кисловодск и передан музею.

Уроженец Астрахани, В. Секлюцкий закончил Профессиональное художественное училище, затем поступил в Петербургскую академию художеств, но из-за болезни пришлось оставить обучение. Во время ВОВ ушел на фронт и был тяжело ранен. Долгое время находился в госпитале города Москвы. В 1946 году Владимир Вячеславович приезжает в Кисловодск и посвящает свою жизнь созданию музея не оставляя творческую деятельность. Он выполнил один из пунктов того завещания, которое нам оставила Мария Павловна, супруга Н.А. Ярошенко. Она хотела, чтобы в их доме был создан музей, рассказывающий о жизни и творчестве художника-передвижника. Торжественное открытие состоялось 12 марта 1962 года.

С  тех пор прошло много лет. Сейчас Мемориальная усадьба Н.А. Ярошенко, которой руководит дочь Н.С. Бескоровной Наталья Борисовна Шумайлова — это очаг культуры, где проходят различные познавательные и развлекательные мероприятия: экскурсии, конференции, выставки, встречи с интересными людьми и концерты.

Конечно, в музее есть экспозиция картин В.В.Секлюцкого. Это морские и волжские пейзажи с огромным пространством воды и неба. Его работы покоряют чувством свободы и радости.

В хранилище музея более 8000 экспонатов. Среди них 53 работы, которые отдал музею Санкт-Петербурский художник С.А.Ротницкий. Препроводительная бумага гласит: « Я счастлив, что судьба моя так сложилась, что я могу передать в дар музею Н.А. Ярошенко некоторую часть своих работ в надежде, что они будут жить и радовать людей, любящих искусство.  И если мои работы найдут отклик в сердцах тех, кто будет посещать этот славный музей на Кавказе, то большего счастья мне не надо».  В музее проходят выставки работ Ротницкого, или же они выставляются частями – это живопись, графика, акварель, гуашь. Важное место в творчестве художника занимает жанр портрета. Сейчас мы можем увидеть в музее его работы «Портрет старой москвички», «Фотолюбитель», «Индусы в Ленинграде» и другие.   Более трех месяцев проходит выставка, посвященная Году экологии, под названием «Творенью пир дает природа». Эта тема волнует каждого из нас.

Начало 19 века – это время, когда начинается освоение Кавказа. Наш край стал источником вдохновенья для многих писателей, поэтов, музыкантов и художников. И все свои впечатления от увиденного они отразили в своих полотнах. На этой выставке представлены пейзажи не только Кавказа, но и Подмосковья, Крыма, Кубани и т.д.

В самом начале экспозиции посетители видят большое полотно Льва Феликсовича Лагорио. Он был первым учеником Айвазовскрго и впоследствии стал одним из самых известных художников-маринистов. Картина названа «На Понтийских болотах». Умиротворяют сине-зеленые цвета воды, оттеняя темно-коричневые деревья и водоросли.                                                                                                                                           В период прохождения службы в Петербурге Ислам Крымшамхалов – поэт, художник, просветитель — подружился с Н.А.Ярошенко. Когда Николай Александрович переселился в Кисловодск, он стал одним из знаменитых гостей на Белой Вилле, и в свой единственный приезд в наш город он написал картину «Кисловодск».

В произведениях художников П.Петровичева «Цветущий сад», Б.Смирнова «Альпийские луга», И. Грабаря «Окраина Москвы», зритель видит не только чувство любви к Родине, но и восхищение родной природой. Впечатляют картины с изображением двуглавого Эльбруса, опасной переправы, Красных камней. Все это родные места жителей нашего региона. Свои впечатления и глубокое признание гости Белой Виллы оставляют в книге отзывов: «Благодарим сотрудников музея за настоящий подвиг по сохранению русского культурного наследия.»-друзья музея…..

                                                                                                Любовь ФЕДОРОВА

Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

  1. Николай Владимирович Кузнецов

    Отрывок из романа «Солёное детство в зоне» (переработанное издание первого тома — 442 стр.)
    Читать в ЛитРесе(или Амазон, Озон), набрав в Яндексе Николай Углов

    Когда я в 1964 г. пришёл работать техником в УГА, то главным архитектором был Юрий Хоменко (под его началом я проработал 1,5 года). Первоначально архитектура располагалась в невзрачном одноэтажном домишке на ул. Р. Люксембург (недалеко от светофора), но вскоре нас перевели на третий этаж здания КГБ (они занимали два первых этажа) в пер. Сапёрном 7. У Хоменко был «медовый месяц»: вторая жена-архитектор, которая работала здесь же. Ежедневно к ним «на кофе» приходил их друг – Владимир Секлюцкий. Большого роста, чрезвычайно худой, с рыжими « патлами», всегда оживлённый, весёлый – он производил очень приятное впечатление. Идя в кабинет Юрия Алексеевича, обязательно подарит по маленькой шоколадке двум чертёжницам – сплетницам Маше и Гале, которые весь день «перемывали косточки» нам и всем посетителям. Всегда остановится возле меня (я занимался светокопированием документов и раскраской генпланов Кисловодска), улыбнётся: «Ну, что, спортсмен? Почему жена не кормит? Ты ещё худее меня! Всё рисуешь! Зайди к нам – мы недавно открыли Мемориальную усадьбу художника Ярошенко. Вот это художник! Слышал о таком?» Затем наклонится ко мне и тихо, доверительно шепчет: «На тебя жалуются. По месяцу бываешь на соревнованиях и сборах. Смотри, как бы тебя не выгнали!» Треплет по плечу и уходит.
    В Кисловодске начиналось огромное строительство и Хоменко (естественно, с согласия властей) пригласил из Северодонецка 18 молодых, талантливых архитекторов. Валентин Пекарский, Иван Лапченко, Казимир Валяровский, Юрий Барановский, Пётр Федонюк, Алексей Данилевский, Виктор Калько и др. – эти славные ребята, вкупе с кисловодчанами – Василием Величкиным, Павлом Скидановым, Николаем Бугаевским,
    братьями Роберман – много сделали для процветания Кисловодска.
    Талантливая молодёжь вдохнула новую жизнь в наш относительно спокойный и
    тихий городок – это была «свежая кровь» для строительства. Вот кого надо
    делать почётными гражданами города, а не высокопоставленных чиновников, как это практикуется сейчас! И здесь всё извратили и накуролесили!
    Так вот – с Фриденталем я даже дружил (часто согласовывал у него колеровку фасадов многоквартирных домов) и неоднократно поднимал с ним на праздники рюмочку коньяка. Это был спокойный, улыбчивый, доброжелательный, юморной человек. Его обаяние просто тянуло к нему.
    9 мая 1970 г. был торжественно открыт Мемориальный комплекс на воинской части кладбища на ул. Цандера (авторы — Фриденталь и Хоменко). На открытии я подошёл к нему и, улыбаясь, сказал:
    – Исаак Марьевич! А неизвестный-то солдат: твой портрет. Чистая копия! Хитрец! Себя вылепил!
    Исаак подошёл вплотную, засмеялся, взял за пуговицу моей рубашки и тихо сказал:
    – Николай! В войне погибло шесть миллионов евреев. Может же хоть один еврей запечатлеть себя в камне навечно за этих шесть миллионов соотечественников! Хотя бы в качестве моральной компенсации за те гроши, что я получаю!

    Ответить