Архитектура как залог привлечения туризма. Часть 2 (12+)

Заданный мною ранее вектор, тот скелет, который был обрисован, неминуемо должен обрасти плотью, живою плотью из фактов, иначе рассказы мои будут голословны, банальны и неинтересны. Поэтому не будем тянуть ни резину, ни кота за предмет его гордости.

Буквально на днях наткнулся на красочный материал в интернет-версии «Комсомольской правды», который пестрил яркими и сочными фотокарточками Долины роз, здесь же продавал с до блеска натертым носом билеты в Провал Остап Ибрагимович. Немудрено – к началу курортных сезонов, который в Кисловодске, к слову, открылся 12 июня, необходимы рекламные материалы с представлением отечественных, «доморощенных» курортов. Здесь мы можем увидеть курорты Ундоры Ульяновской области, приветливое Черноморское побережье, и даже постсоветское пространство – Южно-Казахстанская область. Пусть и реклама, но направленность-то хороша – отдыхайте на просторах России. И все бы хорошо, да только на выбранный нами вектор – архитектуру – намек чуть более, чем слабый, выдает его лишь одна фраза, и то описывающая нашего соседа: «Улицы Пятигорска дышат историей. Здесь под сенью кленов прогуливался Михаил Лермонтов». О нашем городе буквально в двух словах: «Курортный парк, Колоннада, замок Коварства и любви – все это Кисловодск. Захватывающие дух пейзажи круглый год радуют ценителей прекрасного». В общем, все то, что на слуху у курортника, то, чем «заядлого» любителя нашего города не удивишь. Даже архитектурная составляющая фото до боли слаба – всего одна карточка с изображением Нарзанных ванн, а места, по которым прогуливался Михаил Лермонтов представлены лишь горой Кольцо не в лучшем свете и цвете – пожухлая осенняя трава будто режет взгляд, катастрофически не хватает зелени. Спасибо, хоть любители вязаных изделий не попали в кадр.

Туриста нужно удивлять, причем делать это не посредством стеклянно-бетонных коробок, вроде той, что прописалась, видимо на вечно, на Вокзальной площади – такое «произведение искусства» способно удивить лишь неприятно, вызвать эстетическое отвращение и неприязнь. Такие строения жители среднестатистического города N каждый день видят у себя на родине, а кисловодчане уже не могут видеть их засилье в Кисловодске. Тут-то и необходима нам «свежая кровь» в виде старых зданий – немудрено, все новое – это всегда забытое старое.

По приезду в Петербург, вы непременно, изучив Невскую першпективу, будете рады прокатиться на речном трамвае, позволяющем с воды насладиться масштабностью и красотой архитектурного ансамбля города – дворец Юсуповых, дворец Разумовского, Адмиралтейство, Зимний и многие другие произведения зодчего гения.

В Кисловодске, естественно, экскурсиями такого рода и не пахнет, нет кратких путеводителей по памятникам архитектуры. Нужны ли они – можно было бы сказать положительно точно при наличии отреставрированной базы, в то время, как труды историков, кончено же, имеют место быть – красочная книга «Архитектура старого Кисловодска», статьи краеведов.

В настоящее время многие старинные дома находятся в частной собственности – привет из советской эпохи – национализация особняков и превращение их в коммуналки или квартирные дома. Это привело к их упадочному состоянию, нелепым пристройкам в целях увеличения жилплощади, да и в самих дворах какой-либо строительный мусор или бельевые веревки, натянутые то тут, то там, не добавляют должного эстетического эффекта.

Основная масса таких домов расположена в районе Свято-Никольского собора – это улицы Ермолова, Кольцова, Гагарина, Лермонтова, Парковый пешеход. Также, это улицы Красноармейская, Яновского, Шаумяна, переулок Саперный, ближе к центру – улица Желябова, Кирова, Дзержинского, Клары Цеткин, район железнодорожного вокзала, Нарзанной галереи, санатория имени Горького. Здания, помнящие первых поселенцев, приветливо улыбаются нам облезлыми, обшарпанными фасадами, порой украшенные похабными надписями, сделанными баллончиком с краской. Вандализм на лицо, точнее, на фасад.

В плане, составленном в администрации, который носит гордое имя «Кисловодск 2030», есть раздел «Историко-культурное пространство», подразумевающий под собой реконструкцию и реставрацию объектов, далее по списку: дом Н.А.Ярошенко, санаторий имени Г.К.Орджоникидзе, Нарзанная галерея, комплекс главных Нарзанных ванн, дом Реброва, комплекс курзала, остатки русской крепости, барельеф В.И Ленина, Каскадная лестница, павильон «Храм Воздуха», женская гимназия Васильевой, реставрационные работы Особняка Ходжаева. Не знаю, стоило ли перечислять все это, но вывод очевиден – дома на перечисленных мною улицах реставрировать не собираются. Что же получается, господа? Все возвращается на круги своя – дома стоят, патриоты и краеведы пишут, красивые планы комплексного развития, пускают жителям города пыль в глаза?

Мне кажется, здесь необходима некая комиссия, состоящая из подкованных, знающих историю людей, которые смогли бы указать на дома, первостепенно требующие реставрации – некоторые не просто стали «коммуналками», а вовсе стоят заброшены и огорожены, зияя пустыми оконными рамами. Список этот, как мне думается, должен быть чем-то вроде списка домов для капремонта или переселения из ветхого жилья, куда должны быть внесены постройки, к примеру, старше 80-90 лет и дополнять уже существующий список памятников архитектуры. Также, каждое здание должно стать, если таковым на данный момент не является, объектом культурного наследия, иметь соответствующие обозначения и таблички с предполагаемым или известным первым хозяином и архитектором, и, естественно, методично восстанавливаться и реставрироваться.

Хотя бы обрисованный этими улицами район должен стать консервативным, архаичным миром, посягательство на который должно наказываться, пусть даже расстрелом. Эти дома должны стать историко-культурным щитом, защищающим от урбанизации, глобализации и прочих умных слов, а, говоря по-русски, неуместных гробов из стекла и бетона. Мы знаем, как гордятся жители Праги своим нетронутым, сохраненным в первозданном виде «Старым городом», Старый город в Иерусалиме открывает нам стену плача и Храм Гроба Господня, это места, где чувствуется дыхание истории, истоков этого места, и мы хотели бы знать и видеть «откуда есть пошел Кисловодск».

И вот тогда, открывая «Комсомолку», читатель сможет увидеть Кисловодск совершенно с другой стороны, материал столичных журналистов будут украшать не только карточки с изображением «Нарзанных ванн», но и, например, дом Цинцинатора, дома братьев Баландовых, городская мужская гимназия, ставшая школой №1, от которой ныне лишь единственная стена за зеленым забором, женская гимназия Васильевой, тоже ставшая первой школой, и тоже существующая уже давно за рифленым железом, как в темнице.

В концепции «Кисловодск 2030», размещенной на сайте администрации, фигурирует и такой аспект как «Архитектурный парк». Что он под собой подразумевает – загадка. У нас в городе нет ни большого количества скульптур, ни парка наподобие Петергофа, и в то же время, опять же, указанные мною улицы и дома не учтены, как требующие реставрационного вмешательства, которые как раз могли бы стать этим, не знаю как парком, но зоной архитектурного достояния– вполне.

Тут-то и в пору заговорить опять же о неких экскурсиях, брошюрах и альманахах, которые будут доступны туристу – я говорю «туристу», так как выбранный вектор – это привлечение человека оригинальной архитектурой – а также, пусть и пиар, но материалы в столичных СМИ должны быть более обширны. Например, в передаче по телеканалу «Россия» «Гений места» несколько месяцев назад рассказывали о регионе КМВ, но упор, к сожалению, был сделан на Пятигорск, об остальных городах чуть больше, чем пара слов. Это печально, ведь, при всем уважении к остальным городам региона, нас интересует судьба родного Кисловодска, и именно он должен рассматриваться, как приоритетное место отдыха, лечения и получения морального удовлетворения и эстетического удовольствия.

Чтобы стать местом паломничества, нужно этого паломника приятно удивить, чтобы фотоальбом его был наполнен карточками красивых зданий, не уступающих архитектурными решениями ни нашим стольным городам, ни Европе, а не как в стихотворении Бродского пилигримы будут идти «Мимо ристалищ, капищ,/ мимо храмов и баров,/ мимо шикарных кладбищ/ мимо больших базаров…». Уж лучше турист пройдет через эти тернии для того, чтобы приехать в Кисловодск, а не прибыв на место.

Антон Массовер

Написать ответ

Вы можете использовать эти теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.